История и преемственный ряд настоятелей обители

Спасский мужской монастырь города Рязани
Основание Спасского монастыря и формирование его архитектурного ансамбля

Во времена княжения благоверного великого князя Олега Ивановича Рязанского, перенесшего столицу Рязанского княжества из Рязани в Переяславль Рязанский, вероятно в конце XIV века, основан был у южной стены княжеской крепости мужской монастырь, посвященный Спасителю.

Рязанская епархия до 1917 года насчитывала 24 обители, но Спасский мужской монастырь среди них по праву считается одним из старейших. В труде священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» он именуется «Преображенским, что внутри города». Первоначально в нем почти все строения были деревянными. Но во время большого пожара 1647 года обитель выгорела до тла. Тогда от огня пострадала вся застройка кремля, не только деревянные строения, но и многие каменные постройки Архиерейского дома. После этого бедствия этот монастырь восстанавливался уже в камне; эти строения сохранились до наших дней.

Монастырь с трех сторон окружен каменной оградой 2-й половины XVII – середины XVIII веков; по углам стоят две башни, в плане круглые, – в северном и в западном углах монастырской стены. На территорию монастыря ведут двое врат: северные, через которые с Соборной площади кремля в обитель входили, и западные – для выхода из нее.

О жизни Спасского монастыря до середины XVII столетия сохранилось мало сведений, но известно, что он всегда имел особое значение. И это признавалось и рязанскими правителями, дававшими ему щедрые пожалования, вклады. До наших дней дошло такое письменное свидетельство, как жалованная грамота 1467 года монастырю на многие вотчины от великого князя Ивана Васильевича Рязанского. Получала обитель щедрые пожалования и от других князей Рязанских.

Настоятели этого монастыря издревле имели сан архимандритов, а не игуменов, что также подчеркивало его высокий статус. С 1522 года колокол Богоявленской церкви именно Спасского монастыря начинал утренний благовест, который затем подхватывали все храмы города.

Документы об истории обители в Смутное время свидетельствуют, что тогда она не пострадала. Когда в 1618 году Переяславль Рязанский подвергся нападению отряда запорожского гетмана Петра Сагайдачного, нападавшие не смогли взять кремлевскую крепость. В отместку они разграбили Старую Владычную (Васильевскую) слободу и уничтожили всю ее застройку и ее население, перерезав всех – от младенцев до глубоких стариков. Разрушили они и Борисо-Глебский храм. В окрестностях Переяславля Рязанского пострадали от этих казаков многие населенные места.

Как уже отмечено, после пожара 1647 года в монастыре сразу же началось каменное строительство: на месте храма XVI века, от которого сохранился цокольный этаж с подвалом под трапезной и северный портал, возведена ныне существующая Богоявленская церковь с 2-мя приделами – Покровским (не позднее 1647 г.) и во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (не позднее 1779 г.). В одной связи с храмом – трапезная и шатровая колокольня, на которой до начала 1930-х годов было 6 колоколов. В 1763 годов этот храм горел, но поврежден был только иконостас, который в 1848 году удалось восстановить «иждивением рязанского купца Феодора Прокопьевича Филатова».

В 1679 году над северными вратами обители возвели надвратную церковь преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца. Но до нашего времени она не сохранилась, так как в ночь на 17 апреля 1692 года пострадала при обрушении почти завершенного нового Успенского собора и позже не возобновлялась.

Во 2-й половине XVII века возведены братский и настоятельский корпуса, впоследствии во время ремонтов реконструировавшиеся. Между ними в 1901-1904 годы на средства викарного Михайловского епископа Иосифа (Соколова) встроили 2-этажное здание с Иосифовской церковью на 2-м этаже и жилыми кельями на 1-м.

На средства купца гостиной сотни Михаила Федоровича Немчинова «при настоятеле архимандрите Льве» к 1700 году было завершено строительство собора Преображения Господня, а его благоукрашение – к 1702-му. 6 августа, в праздник Преображения Господня, состоялось великое освящение соборного храма.

Собор – одноглавый, бесстолпный, перекрыт сводом с пролетом в 13 метров, на то время самым большим, на котором установлена глава. С северной и западной сторон храм имел 2 портала с резной белокаменной отделкой в стиле барокко, выходившие на подклет с гульбищем. Такой же резной белокаменный декор обрамляет оконные проемы, под ними – рельефные полихромные изразцы, как и под карнизом апсидной части, выполненные в стиле русского барокко. Собор едва не лишился этих изразцов в 1905 году во время очередного ремонта.

Барочный 5-ярусный иконостас устроили по образцу иконостаса летнего Успенского собора. В 1754 году купец Иван Васильевич Осминин пожертвовал для икон местного ряда иконостаса серебряные ризы с позолоченными венцами. Справа от Царских врат помещались иконы Преображения Господня и Воскресения Христова; слева – список с Феодотьевского образа Божией Матери Одигитрии и икона Сретения Господня «в серебряных ризах, с позлащенными венцами, в коих весу три пуда четыре фунта». У правого клироса – особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, копия 1749 года с чудотворного образа.

Академик живописи С. А. Живаго пожертвовал в 1855 году в монастырскую Богоявленскую церковь образ Сретения Господня стоимостью в 400 рублей серебром; в приделе апостола и евангелиста Иоанна Богослова, по левую сторону от Царских врат, пребывал особо чтимый рязанцами образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Эти святыни были утрачены в 1922 году во время изъятия церковных ценностей.

Из архивных документов известны имена игуменов Спасского монастыря, которым давались жалованные грамоты князьями Рязанскими: Кассиан (в 1435-1439 гг.) и Иоанн (в 1461 г.). Например, сохранилась жалованная грамота обители начала XVI столетия: «В 1501 г. князь Феодор Васильевич (Третной) рязанский дал к монастырю в дом Преображенью Спасову, что в Рязани, игумену с братьею с. Гавриловское со всем тем, как было к тому селу изстари».

До 1764 года монастырь владел обширными вотчинами: ему принадлежали более десятка сел и деревень с населением почти в 3.000 человек, а также места рыбной ловли, земельные участки в городе. В результате Екатерининской секуляризации монастырских земель Спасская обитель лишилась почти всех своих земельных владений и населенных мест. За ним сохранились лишь мельница, часть лесных и земельных угодий, сдававшихся монастырем в аренду, доходы от которой шли на жизнеобеспечение братии, на поддержание монастырских построек.



История Спасского монастыря после установления советской власти

В богоборческий период ХХ столетия настоятели, братия и другие насельники Спасского монастыря подверглись гонениям и репрессиям, но об их судьбе сведения скудны, особенно о братии.

Что касается судьбы самого Спасского монастыря, то следует отметить, что в то богоборческое время миряне стремились спасти обитель от закрытия и подготовили обращение в адрес местной власти о создании религиозной общины и с просьбой о ее регистрации. Но разрешения не получили. В 1922 году все имущество монастыря было описано и изъято; наиболее ценное движимое имущество передано в Рязанский губмузей. Верующие успели спасти от изъятия чудотворную икону Божией Матери «Утоли моя печали», но ее след, к сожалению, в дальнейшем затерялся. В монастырских постройках последовательно располагались «холерный» лазарет, горисполком, воинские части и многие другие организации. В 1935 году территория монастыря со всеми зданиями перешла в ведение Рязанского окружного музея (с 1937 г. – Рязанского областного краеведческого музея). Настоятельский и братский корпуса приспособили под коммунальные квартиры; в Богоявленской церкви на 1-м этаже разместили архив ЗАГСа; на 2-м – до конца 1960-х годов были коммунальные квартиры.

Кладбище Спасского монастыря в 1921 году в связи с эпидемией холеры было закрыто. В 1930-е годы его начали уничтожать, а к 1957 году почти все надгробия исчезли, и место некрополя уже не обозначалось. К нашим дням на территории монастыря существуют 4 обозначенных захоронения, 3 из них – деятелей русской культуры XIX века: академика-гравера Ивана Петровича Пожалостина, писательницы Софьи Дмитриевны Хвощинской и знаменитого поэта Якова Григорьевича Полонского, прах которого был перенесен в кремль в 1959 году из Льговского Успенского Ольгова монастыря (ныне на его территории действует ИТУ ФСИН); в 4-й могиле перезахоронены останки священнослужителя, обнаруженные во время реставрационных работ у наружной алтарной стены кафедрального собора Рождества Христова.

Преображенский собор Спасского монастыря в 1960-е годы арендовал у Рязанского областного краеведческого музея Государственный архив Рязанской области (ГАРО) с целью размещения одного из своих хранилищ.

В 1968 году все постройки бывшей Спасской обители вошли в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ), созданного на базе Рязанского областного краеведческого музея.



Возрождение Спасского мужского монастыря в Рязанском кремле

Монашеская жизнь возобновлена в Спасском монастыре Рязанского кремля в 2005 году, когда было получено на это Первосвятительское благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. К тому времени в настоятельско-братском корпусе уже размещалась Рязанская духовная семинария. При этом было отмечено, что наличие духовного учебного заведения на его территории не только «не препятствует для его воссоздания… но братией обители, для начала, будут являться нынешние преподаватели и студенты семинарии».

В соответствии с постановлением Св. Синода РПЦ о возрождении монашеской жизни в Спасском монастыре и назначении «иеромонаха Игнатия (Депутатова) наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Рязани» 31 октября 2005 года правящий архиерей издал указ об образовании Духовного собора Спасского монастыря «в составе: 1. Иеромонах Игнатий (Депутатов) – наместник монастыря;2. Иеромонах Авель (Усачев) – секретарь Духовного собора;3. Иеродиакон Иувеналий (Голик) – благочинный и казначей; 4. Монах Арсений (Рябцев) – насельник». В тот же день были приняты типовой устав, утвержденный Св. Синодом 1 апреля 1999 года в качестве единого устава епархиальных монастырей РПЦ, и решение о государственной регистрации Спасского монастыря в соответствии с законодательством РФ.

В 2007 году государство передает в пользование Русской Православной Церкви в числе других федеральных памятников на территории Рязанского кремля Преображенский собор, нуждавшийся в серьезных ремонтно-реставрационных работах после размещения в нем хранилища Госархива, и Богоявленскую церковь, пребывавшую в остро-аварийном состоянии, то есть два монастырских храма.

Малое освящение Преображенского собора и первая Божественная литургия в нем были совершены 19 августа 2008 года, в праздник Преображения Господня. По окончании литургии состоялись благодарственный молебен и крестный ход. 2 ноября того же года в Преображенском соборном храме был освящен приставной престол в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в связи с потребностью совершения в дни праздников не менее двух Божественных литургий.

В Вербное воскресение 2009 года правящий архиерей совершил великое освящение собора Спасского монастыря.

Материал подготовлен по: Мелетия (Панкова) мон. Спасская обитель на кремлевском холме // Рязанский богословский вестник. 2022. №2 (26). С. 39–85.

С полным текстом статьи (включая научный аппарат) можно познакомиться в научной электронной библиотеке elibrary.ru. Перейти в библиотеку: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49956958
Преемственный ряд настоятелей Спасской обители
Преемственный ряд настоятелей Спасской обители с ее основания до 1868 г.

Со времени основания Спасского мужского монастыря и до 1868 г. управляли им настоятели в сане архимандрита. Известны на основании документальных источников следующие из них:

1. Меркурий.

2. Иоаким.

3. Иона.

4. Геннадий.

5. Феодосий.

6. Ефрем.

7. Серапион.

8. Нафанаил.

9. Вассиан.

10. Савва.

11. Феодосий.

12. Феогност.

13. Феодосий I.

14. Феодосий II.

15. Иосиф.

16. Авраам.

17. Иоанн.

18. Кассиан.

19. Фома.

20. Иосиф.

21. Митрофан.

22. Симеон.

23. Митрофан.

24. Симеон.

25. Иона (Ремезов).

26. Иов.

27. Тихон.

28. Трифон.

29. Рафаил.

30. Дионисий.

31. Ефрем.

32. Герасим.

33. Савва.

34. Феодорит, схимник.

35. Боголеп.

36. Иосиф.

37. Филарет.

38. Лев.

39. Мисаил (Копцев).

40. Онуфрий.

41. Алипий.

42. Давид (Данилевич).

43. Ефрем .

44. Сергий.

45. Антоний (Ядрило).

46. Иероним (Алякринский).

47. Илиодор (Чистяков).

48. Аполлинарий.

49. Гедеон (Вишневский).

50. Арсений (Москвин).

51. Феодотий (Озеров).

52. Афанасий (Дроздов).

53. Антоний (Смолин).

54. Макарий (Миролюбов).

55. Ювеналий (Знаменский).

Преемственный ряд настоятелей Спасской обители в период его управления викарными епископами, в том числе после установления советской власти

В 1868 году в Рязанской епархии учреждено викариатство. Кафедральным городом викариев стал город Михайлов, уездный центр Рязанской губернии, но местом пребывания Михайловских викарных епископов был определен рязанский Спасский мужской монастырь, которым с этого времени и управляли викарные епископы с обеспечением настоятельским жалованием и частью братских доходов; от Архиерейского дома викарию предоставлялось право пользоваться ризницей и прочими принадлежностями для богослужения.

В 1902 году кафедру Михайловских викарных епископов временно перевели в Троицкий монастырь Рязани, и в течение более 5 лет под управлением Михайловских викарных епископов состояла эта обитель. В 1907 году местопребывание Рязанских викариев вновь перемещается в Рязанский кремль – в Спасский монастырь. Михайловское викариатство Рязанской епархии просуществовало до 1925 года.

56. Епископ Михайловский Ювеналий (Карюков Григорий Иоаннович) стал первым настоятелем-епископом Спасского монастыря.

57. Епископ Василий (Левитов Михаил Васильевич).

58. Епископ Михайловский Авраамий (Летницкий Александр Иванович).

59. Августин (Гуляницкий Андрей Федорович).

60. Иустин (Полянский Михаил Евграфович), святитель.

61. Епископ Феодосий (Рождественский Феофан Семенович).

62. Епископ Иоанникий (Казанский Иван Афанасьевич).

63. Епископ Полиевкт (Пясковский Петр Тимофеевич).

64. Епископ Иосиф (Соколов Никодим Андреевич).

65. Епископ Владимир (Благоразумов Иосиф Иванович).

66. Епископ Исидор (Колоколов Петр Александрович).

67. Епископ Михайловский Амвросий (Смирнов Алексей Степанович).

68. Епископ Павел (Вильковский Петр Яковлевич).

69. Епископ Серафим (Руженцев Сергей Семенович).

70. Епископ Митрофан (Загорский Михаил Васильевич).


Преемственный ряд настоятелей Спасской обители после возобновления в ней монашеской жизни

71. Игумен Игнатий (Депутатов) (упр. 31 октября 2005 г. – 22 августа 2011 г.) (В настоящее время митрополит Саратовский и Вольский).

72. Иеромонах Владимир (Самохин) (и.о. наместника с 22 августа 2011 г. по 12 октября 2011 г.) (В настоящее время митрополит Владивостокский и Приморский).

73. Иеромонах Сергий (Акимов) (и.о. наместника с 12 октября 2011 г. по 14 августа 2014 г.)

74. Иеромонах Питирим (Чембулатов) (и.о. наместника с 14 августа 2014 г. по 21 октября 2015 г.)

75. Игумен Евфимий (Шапкин) (и.о. настоятеля с 21 октября 2015 г.)



Материал подготовлен по: Мелетия (Панкова) мон. Спасская обитель на кремлевском холме // Рязанский богословский вестник. 2022. №2 (26). С. 39–85.

С полным текстом статьи (включая научный аппарат) можно познакомиться в научной электронной библиотеке elibrary.ru. Перейти в библиотеку: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49956958