18 января 2022 года. Архиерейское богослужение
В Крещенский сочельник, 18 января, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в Спасском монастыре Рязани. Верующие в этот день находятся в предощущении великого и спасительного праздника Богоявления Господня.
В обители и само торжество, и предшествующий ему Крещенский сочельник встречают по-особому радостно, в ряду престольных праздников, поскольку Богоявлению посвящен один из монастырских храмов. Он был возведен в XVII веке и является памятником архитектуры. Сейчас эта старинная церковь, когда-то освященная в честь праздника, именуемого также днем Просвещения, говорящим об обновлении всего мира, сама ждет своего обновления и возрождения. Храм еще пребывает в плачевном состоянии, лишь в начале июля прошлого года он был полностью возвращен верующим, и на данный момент подготовлен пакет документов для возобновления работ по реализации проекта реставрации. Даже в нынешнем состоянии ничто не может заслонить красоту церкви посадского типа с изящным пятиглавием, венчающим четверик, и шатровой колокольней.
Трудов по восстановлению храма предстоит много, и, как в любом другом деле, в их основание должна ложиться молитва. О молитвенном труде и вообще об усилии каждого человека навстречу обновлению в Духе Святом, об очищении и обновлении мира напоминает наступающий праздник Крещения Господня. Об этом говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:
– Сегодня, в Крещенский сочельник, дорогие братья и сестры, во время совершения чина великого освящения воды все мы внимали тексту молитв, и в этих словах звучал глубокий смысл. Он заключается в том, что освящение, которое приносит Христос, связано не только с человеческой душой, но и со всем миром. Христос приходит на Иордан, чтобы освятить воды, и через них Он освящает весь земной мир, все водные стихии, перечисление которых мы слышали сегодня, всю вселенную.
Но освящение и обновление творения совершается не в блеске и великолепии. Это событие происходит в смирении, тихим и неприметным образом. Христос приходит на Иордан вслед за многими другими жителями Иудеи, чтобы тоже принять обряд, совершаемый Иоанном Предтечей. Христос погружается в Иордан, воды которого уже были духовно нечистыми от грехов множества людей, которые туда погружались – ведь туда приходил весь Иерусалим, вся Иудейская страна.
И Христос не гнушается человеческого греха, нечистоты, но приходит на Иордан и погружается в его воды. Вспоминаю рассказ об одной из традиций, существующих в Японии: члены семьи по очереди погружаются в одну и ту же емкость, чтобы принять в ней теплую ванну. Многими из нас это воспринимается с брезгливостью. Как же так, погружаться в уже грязную воду! Но Христос, Безгрешный Агнец, погрузился в воды, наполненные грехом, смрадом и нечистотой, свидетельствуя о том, что Он берет на Себя грехи всего мира, как и сказал затем Предтеча. Спаситель освящает воды, и это является предзнаменованием очищения всей вселенной Его кровью и животворящей смертью за весь человеческий род.
И потому сегодня к месту Крещения Спасителя тоже идет духовенство во главе Иерусалимским Патриархом, который в этот день традиционно освящает там воды. Но не только в Иерусалиме, на каждом водоеме сегодня иордань. Мы тоже освящаем воды, и они имеют ту же самую силу, что иорданские. Не мы, но Господь Своей силой и благодатью дает нам освящение, чтобы и мы приобщились чистоты и святости, смогли воспринять Его благодать. Апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Да, мы не знаем, как будет в раю, не знаем тех благ, которые Господь приготовил для любящих Его, но мы видим Его знаки, выходящие из порядка вещей.
Вода, освященная в сочельник и сам праздник Крещения – особенная. Она не портится на протяжении многих лет, и об ее удивительных свойствах свидетельствуют и верующие, и неверующие.
Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, не коснеть во грехах, но выходить на свой Иордан, и не только погружаться в источники вод, причащаться этой агиасмы, умываться и пить ее, но и стараться воспринимать Духа Святого. Неслучайно Предтеча сказал: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня... Он будет крестить вас Духом Святым». Святым Духом мы и должны обновляться.
Дай Бог всем нам этого очищения водой и духом, обновления, чтобы приобщиться к источнику жизни вечной.
1 / 14 января Обрезание Господне
14 января в 2019 году Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).
Рождественское послание митрополита Рязанского и Михайловского Марка
С Рождеством Христовым!
Рождение новой жизни, приход человека в мир – это событие удивительное, радостное! Событие желанное! К нему готовятся, его с нетерпением ожидают. Однако, к сожалению, не все...
Современная статистика неумолимо свидетельствует о том, что множество людей отказываются от своих детей. Как рожденных, так и не рожденных. Сколько уже начавшихся жизней жестоко обрываются во чреве матери...
2000 лет назад на земле совершилось самое главное Рождение. Самое важное за всю историю человечества. В мир пришел его Спаситель. И мир ожидал Его. Древний Израиль буквально жил в ожидании Мессии.
И вот Христос, Мессия, долгожданный и желанный, приходит в мир. Но Его никто не встречает. Ему даже не находится места среди людей. Спаситель мира рождается в пещере для загона скота. Яслями ему служит кормушка для животных. Более того, злая человеческая воля делает его изгнанником из своего Отечества, из своего народа. Он гоним с рождения, гоним во младенчестве, гоним во взрослом возрасте.
Сегодня Христос также гоним. Даже память о Нем пытаются стереть. Все чаще в Европе раздаются «рекомендации» о том, что не стоит называть Рождество Рождеством, не стоит ставить елки в школах и уж тем более носить кресты.
Но Христос уже пришел на землю. Вошел в этот мир и навсегда изменил порядок вещей.
Рождество Христово - это событие, которое невозможно забыть или замолчать! Бог родился ради всех нас! Ради нашего спасения! И это наша история, которую никому не под силу переписать.
Желаю всем нам, дорогие братья и сестры, постоянно помнить об этом! Всегда пребывать в радости о Христе Родившемся! И славить Бога за богатые милости, которыми Он щедро делится с нами!
С Рождеством Христовым!
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова.
В эту светлую ночь радуется все творение, ведь приближается и приходит ныне Господь, ожидание народов и спасение мира (канон на повечерии Предпразднства Рождества Христова). Пришествия Спасителя долгие годы чаяли люди, утратившие после изгнания из рая связь со Своим Создателем, забывшие, как это радостно — ежедневно чувствовать присутствие Божие и слышать совсем рядом Его глас, иметь возможность обращаться к Нему — и сразу получать ответ, знать, что ты в полной безопасности — потому что Господь рядом с тобой.
Именно этого ощущения безопасности, защищенности и спокойствия нам очень не хватает сегодня, когда губительное поветрие все еще вносит свои коррективы в нашу жизнь, когда трудно что-то прогнозировать и строить планы, когда неуверенность в завтрашнем дне постоянно держит в напряжении и вызывает тревогу. Однако в этих непростых обстоятельствах мы особенно остро ощутили хрупкость человеческого бытия, осознали, что должны ценить как величайший Божий дар каждый новый день, поняли, каким тяжелым бременем становится вынужденное одиночество и как важно иметь возможность регулярного личного общения с родными и близкими.
Взирая ныне на лежащего в яслях Младенца Христа, на Его Пречистую Матерь и праведного Иосифа Обручника, мы понимаем, что только любовь к Богу и людям способна укрепить нас в различных испытаниях, изгнать страх из наших сердец, дать силы на совершение добрых дел.
Ведь Пресвятая Богородица в один из самых важных моментов Своей жизни тоже находилась в стесненных обстоятельствах — в чужом городе, в пустынном месте, в пещере для скота. Однако убогий вертеп показался Ей прекрасной палатой (тропарь Предпразднства), потому что Ее сердце переполняла любовь к Сыну и Богу: эта любовь преображала все вокруг, и Пречистая Дева не замечала ни неудобств, ни последней нищеты вертепа. Благодарность Творцу и нежность к новорожденному Младенцу позволяла Ей вменять трудности ни во что и видеть благой Промысл Божий во всех обстоятельствах, которые ниспосылал Ей Господь. Как это отличается от нашего восприятия данных Богом испытаний, когда, например, во время изоляции многие даже родной дом воспринимали как тюрьму, впадали в уныние и видели все в черном цвете.
Мысленно предстоя сегодня яслям Спасителя, у которых рядом с Творцом пребывает все творение — и люди, и животные, и ангелы, слуги Пресвятой и Трисолнечной Зари (канон 5-го гласа в понедельник утра), — ощутим себя окруженными любовью Божией и объединенными вокруг Христа. Сбросим с души оковы боязни и недоверия, тревоги и отчаяния, услышим глас Сына Божия, Который приходит на грешную землю и призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им покой (Мф. 11:28). Приходит — и научает нас жить так, чтобы утраченное райское блаженство вновь стало реальностью, и даже больше — чтобы человек мог непостижимым и таинственным образом соединяться с Господом.
Родившийся на земле Царь Небесный (стихиры праздника) уже все сделал для нашего спасения. Нам остается только принять Его любовь и ответить на нее своими поступками — жизнью по заповедям и делами милосердия, крепкой верой и желанием быть с Богом, готовностью не только принимать из Его Отеческих рук обильные щедроты, но и с твердым упованием и доверием Ему преодолевать те или иные сложности.
Дорогие мои, вновь и вновь поздравляю вас с Рождеством Христовым. «Никто не отлучен от соучастия в этом ликовании, — свидетельствует святитель Лев Великий, — ведь повод к радости общий для всех. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение» (Слово I на Рождество Христово). Господь да ниспошлет всем вам душевное и телесное здравие, неоскудевающую радость и бодрость духа, укрепит в совершаемых вами трудах и в дальнейшем шествии стезей спасения. Аминь.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Рождество Христово
2021/2022 г.
Москва
22 декабря 2021 года. День празднования иконе Божией Матери «Нечаянная Радость»
22 декабря в Церкви установлено празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Об истории этого образа, списке, пребывающем в Спасском монастыре Рязани, его истории и почитании, рассказывается в сюжете Рязанской епархиальной телестудии «Логосъ». Съемочная группа побывала на Божественной литургии, которая совершалась в день празднования иконе в рязанской обители:
19 августа / 1 сентября 2021 года. Архиерейское богослужение
В соборе Спасского монастыря 1 сентября состоялось архиерейское богослужение. За литургией, которую возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк, среди верующих молились преподаватели и студенты Рязанской православной духовной семинарии. На клиросе пели хоры семинаристов и воспитанниц регентского отделения. Божественная литургия совершалась в особо значимом для семинаристов месте. За годы обучения стены Спасского собора для будущих пастырей становятся родными: там они несут различные послушания, проходят практику, постигая высоты богослужебной жизни Церкви.
Наставление после службы тоже было связано с образовательными темами и по большей части обращено к присутствующим в соборе будущим пастырям — студентам семинарии. Говоря о главной составляющей успешного обучения, митрополит Марк напомнил слова блаженного Августина: «Главное — нужно поставить Бога на первое место, а все остальные дела встанут на свои места».
— Именно такой пример должен стоять перед каждым, кто решился посвятить свою жизнь Богу, — продолжил владыка. — Бог — главное в нашей жизни, и в этом смысле примером для всех нас являются воины. Воин — это человек, который ограничивает и удерживает себя от многих вещей для достижения главного, победы над врагом. Но наша битва гораздо тяжелее, нежели эпизодические сражения, которые происходят на протяжении истории человечества. Битва священнослужителя — это борьба против невидимого врага. Ее особенность заключается в том, что она совершается постоянно, и поэтому так важно расставлять приоритеты, помня, что Бог всегда должен быть у нас на первом месте. Если же этого нет, то случается духовная трагедия, подобная той, которая произошла с книжниками и фарисеями.
О книжниках и фарисеях речь зашла неслучайно — в этот день за богослужением читался отрывок из Евангелия, в котором Христос обличал их и восклицал «Горе вам!». Ведь те люди сбились с правильного спасительного пути и тянули за собой в пропасть других.
В заключение митрополит Марк призвал не забывать о важности приоритетов, всегда ставить на первое место служение не своим страстям, а Богу. Владыка также пожелал в наступившем учебного году милости Божией учащим и учащимся и успехов на этом пути.
После этого верующие во главе с архипастырем прошли в Христорождественский кафедральный собор, где владыка совершил литию по митрополиту Симону (Новикову) и молебен на начало нового учебного года.
Пресс-служба Рязанской епархии
5 / 18 августа 2021 года. Архиерейское богослужение
В день предпразднства Преображения Господня, 18 августа 2021 года, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Спасском монастыре Рязани.
О предстоящем празднике и об обязательном условии достижения преображения души и жизни человека владыка говорил в наставлении после богослужения:
— Сегодня, дорогие братья и сестры, мы находимся в преддверии великого праздника Преображения Господня. Он является символическим и проявляющим сущность Христа Спасителя, поскольку открывает, Кем является Господь наш Иисус Христос, пришедший в мир для спасения человечества.
Праздник Преображения —это и еще и торжество, показывающее нам цель человеческой жизни. А в ней есть два пути: один — ведущий к Преображению, и второй — к погибели. Эти пути могут быть разными. Одни круто взмывают в гору, и идя по нему, можно срываться в пропасть; по другим же можно двигаться вверх по тропинке постепенно, два шага вперед и шаг назад... А можно и вовсе двигаться в обратном направлении. Но чтобы чего-то достичь на пути восхождения, каким бы он ни был, нужен труд.
Праздник Преображения одновременно показывает нам цель человеческой жизни и то, каким образом эта цель должна достигаться. Господь преобразился не где-то посреди человеческой толпы, не на равнине, но на горе. И чтобы подняться на гору, нужно было потрудиться. Господь взял с Собой Своих избранных учеников и стал восходить на гору.
Согласно церковному преданию, это была гора Фавор, резко возвышающаяся над окрестными долинами. Если поставить себе целью подняться на эту гору, нужно карабкаться, наверное, не менее двух часов. Таким образом, чтобы преобразиться, нужно потрудиться, вне труда преображение недостижимо. Правда, мы порой считаем, что трудимся, но ценность этого труда может быть различна.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали, дорогие братья и сестры, повествование о работниках в винограднике. Хозяин призвал работников. Сначала он взял тех, кто пришел с утра, затем, видя, что другие остались без работы, взял и их, и, наконец, взял на работу некоторых в конце дня. Когда же наступило время расплаты, все получили одинаковое вознаграждение.
Конечно, последовала буря возмущения — как можно уравнять тех, кто понес тяготы зноя и трудился целый день, с теми, кто почти не трудился, кто был призван на работу в конце дня и практически весь день бил баклуши? Но хозяин говорит — я исполнил договор с вами, вы получили то, на что рассчитывали, что я обещал. Неужели я не могу дать и другим, кто трудился, пусть и меньше, то же самое?
Вот и мы, дорогие братья и сестры, будучи призваны трудиться, порой приносим разные плоды и начинаем возмущаться и смущаться. Нам кажется, что кто-то в земной жизни или же в смысле духовных даров получает больше, нежели мы, хотя нам кажется, что мы трудимся больше, и наш путь наш ко Христу более продолжителен. Но в нас не должно быть ропота! Господь видит, что происходит в нашем сердце, и к тому же Он не просто справедлив, Он есть Любовь, а она превосходит всякую справедливость. Наше представление о справедливости носит ограниченный характер, не вмещая меру Божественной справедливости и любви. Тем не менее, все это не отменяет необходимости трудиться — в том числе, и для своего преображения.
Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, не унывать, а всегда трудиться, следуя той единственной цели, которая должна быть у каждого христианина и которая заключается в преображении своей души и жизни.
1 августа 2021 года. Благоверного князя Романа Рязанского, страстотерпца
Ныне прославленный в лике святых князь Роман Рязанский происходил из княжеского рода, многие представители которого известны как защитники христианской веры и Отечества. Оба деда князя умерли в битве с Батыем, защищая родную землю и народ.
Князь Роман Олегович воспитывался в вере, любви к Богу, людям и своему Отечеству. Он защищал и поддерживал поданных, угнетаемых поборами ханских баскаков, за что последними был оклеветан перед татарским ханом Менгу-Тимуром в порицании ханской веры. Святой князь был вызван в Орду, где твердо исповедал себя христианином и за это был подвергнут ужасным истязаниям, после которых страдальцу отсекли голову († 1270 г.).
Почитание благоверного князя-мученика началось сразу же после его смерти. В настоящее время в Борисо-Глебском соборе Рязани день памяти святого князя является престольным праздником — в храме есть переносной престол, освященный в его честь. Кроме того, одна из медалей Рязанской митрополии носит имя благоверного князя Романа Рязанского.
7 августа 2021 года в Спасо-Преображенском монастыре состоится VI межрегиональный Фестиваль мастеров колокольного звона «Рязанские перезвоны»
В рамках празднования Дня города в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Рязани пройдет VI межрегиональный Фестиваль мастеров колокольного звона «Рязанские перезвоны». Торжественное открытие состоится 7 августа.
Впервые фестиваль колокольного звона состоялся в Рязанской области в 2014 года на территории Иоанно-Богословского мужского монастыря. Инициатором проведения фестиваля и его главным организатором была Валентина Ивановна Широкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства Рязанского филиала МГИК, основательница рязанской школы звонарей. 29 октября 2015 года после продолжительной болезни В.И. Широкова ушла из жизни, но начатое ею дело продолжают ученики.
С 2016 года фестиваль носит имя Валентины Ивановны Широковой, а посвящен он рязанской мироточивой иконе Божией Матери «Нечаянная Радость». Ее появление в нашем городе в 2016 году стало значимым духовным событием. Этот образ – настоящее утешение и надежда на помощь в тяжелых жизненных обстоятельствах для множества верующих, причем не только Рязанской области. Помолиться перед святыней приезжают паломники из различных регионов страны. Именно после молитв перед иконой Богородицы «Нечаянная Радость» ученики В.И. Широковой решили продолжить дело своего учителя. Сначала звонари собирались на фестивале в Иоанно-Богословском монастыре. Но так как икона Божией Матери «Нечаянная Радость» пребывает в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Рязани, в 2018 году братия обители поддержала идею проведения фестиваля в обители и предоставила площадку для его проведения.
Колокольный звон – это не только духовное явление и неотъемлемая часть православного богослужения, но также один из видов национального культурного наследия. К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы. Сегодня колокольный звон становится украшением различных событий культурной направленности. Так, рязанские звонари принимали участие в открытии Первого Международного форума древних городов, в военно-историческом фестивале «Битва на Воже».
В этом году фестиваль приобрел статус межрегионального. Как говорят организаторы, хотелось бы расширить его границы и пригласить к участию фольклорные коллективы, вокальные ансамбли, авторов и исполнителей духовно-патриотических песен, мастеров игры на русских народных инструментах. В рамках фестиваля планируется организация ярмарки народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Таким образом, фестиваль будет содействовать образованию культурных связей внутри региона и за его пределами, позволит привлечь внимание к музыкально-православным направлениям деятельности в сфере культуры.
21 июля 2021 года. Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани
21 июля Православная Церковь празднует день явления Казанской иконы Божией Матери. Праздник был установлен в 1595 году, спустя шестнадцать лет после чудесного явления иконы Божией Матери в городе Казани. Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм и продолжаются до сих пор.
Очень быстро Казанская чудотворная икона Божией Матери приобрела широкую известность у русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Богородицы. Дважды в год в благодарность за заступничество Божией Матери и в честь Ее Казанской иконы совершаются празднества и крестные ходы: в день явления – 8/21 июля и в память освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков - 4 ноября/22 октября.
Молитва перед Казанской иконой Божьей Матери помогает во всех сложных случаях жизни, во всех печалях, невзгодах, скорбях.
Богородица, по молитвам перед этим Её образом, помогает при глазных болезнях – когда в 1579 году обретенную икону в Казани перенесли в храм, то случилось первое чудо исцеления от слепоты: прозрел нищий Иосиф, который был слеп три года. Но поскольку Казанская икона Божией Матери – Одигитрия-Путеводительница, то молитва перед ней помогает в исцелении слепоты не только телесной, но и духовной.
Этой иконой чаще всего благословляют на брак молодых, чтобы он был крепок, а совместный путь их был долог, эту икону Богородицы вешают в детских комнатах, зная, что «Казанская» всегда призрит за спящим ребенком и защитит его от всякого зла.
Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение. Казанская икона Богородицы глубоко укоренена в сердце и истории нашей страны как покровительница России и ее народа. Сейчас почти в каждом русском городе отыщется чтимая икона Казанской Богоматери. Казанская икона – незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания. По вере Русской Православной Церкви святые образы Богородицы хранят и благословляют Россию: на севере – образ Владимирской Божией Матери, на западе - Смоленской и Почаевской, а на востоке – Казанской.
Архимандрит Кирилл (Павлов) призывает нас в этот день: «Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго!»
По Своей беспредельной любви к человеческому роду Богородица близко к сердцу принимает всякую нашу беду и непрестанно молит Своего Божественного Сына, чтобы был Он милостив к людям и избавил их от всякого зла.
Читать об иконе на сайте Православие.ру
Источник: http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=705&sid=734
Еще статьи...
- 24 мая 2021 года. Архиерейское богослужение в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. День тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла
- 21 мая 2021 года. Священническая хиротония насельника Спасо-Преображенского монастыря
- 16 мая 2021 года. Пасхальный колокольный звон
- Рязанская семинария приглашает для обучение в новом учебном году
- 6 мая 2021 года. Архиерейское богослужение